openservice

opendata2

PDFПечать

Обзор по выявленным нарушениям законодательства Евразийского экономического союза у участников ВЭД с низкой степенью риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в 2018 году

В условиях действия положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), разработки и вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в 2018 году таможенный контроль после выпуска товаров, в том числе в отношении участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) с низким уровнем риска нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела (далее – участники ВЭД с низким уровнем риска), уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, проводился на основании результатов применения системы управления рисками, исходя из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Результаты таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов приведены на слайде:

 slide_12 

Анализ свидетельствует о снижении в 2018 году количества проведенных проверочных мероприятий в отношении участников ВЭД указанных выше категорий. Это  связано с проведенной ФТС России работой по изменению подходов к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2018 № 207-р в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р) внесены изменения, позволяющие применять иные формы (меры) таможенного контроля, отличные от такой формы таможенного контроля как таможенная проверка.

В анализируемом периоде наблюдается увеличение сумм доначисленных таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам проведенных проверочных мероприятий. Так по сравнению с 2017 годом суммы доначислений в 2018 году увеличились в 1,2 раза, что свидетельствует об эффективности предпринятых таможенными органами мер.

С 2017 года общее количество участников ВЭД с низким уровнем риска увеличилось с 8356 до 9022 в 2018 году; лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела с 1369 до 1454 в 2018 году; общее количество УЭО снизилось со 185 до 171 в 2018 году.

В целях обеспечения необходимого уровня контроля за деятельностью участников ВЭД указанных категорий в 2018 году выбор таких объектов осуществлялся на основании следующих нормативных актов ФТС России:

приказа ФТС России от 5 июля 2017 г. № 1114 «Об утверждении Порядка планирования проверочных мероприятий, в том числе направленных на выявление, предупреждение и профилактику правонарушений в сфере таможенного дела» (признан утратившим силу по решению Минюста России, приказ ФТС России от 28.11.2018 № 1928);

приказа ФТС России от 16 июня 2015 г. № 1167 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении мониторинга и анализа информации о таможенном декларировании товаров участниками внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле»;

распоряжения ФТС России от 21 июня 2016 г. № 176-р «Об утверждении Порядка организации передачи информации о фактах неприменения мер по минимизации рисков в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров и ее использования при проведении мониторинга и анализа».

В большинстве случаев в 2018 году в результате таможенных проверок по-прежнему выявляются нарушения, связанные с заявлением недостоверных сведений о таможенной стоимости и классификации декларируемых товаров.

Так, по вопросу контроля достоверности заявления таможенной стоимости:

в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 1,4 млрд. руб.  (что составляет 32% от общего количества доначисленных платежей в отношении лиц с низким уровнем риска);

в отношении УЭО доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 129 млн. руб. (что составляет 54% от общего количества доначисленных платежей в отношении УЭО);

в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 16,3 млн. руб. (что составляет 22% от общего количества доначисленных платежей в отношении указанной категории лиц).

По вопросу контроля достоверности заявления сведений о классификационном коде в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза  (далее - ТН ВЭД ЕАЭС):

в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 0,9 млрд. руб., (что составляет 22% от общего количества доначисленных платежей в отношении лиц с низким уровнем риска);

в отношении УЭО доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 45 млн. руб. (что составляет 19% от общего количества доначисленных платежей в отношении УЭО);

в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, доначислено таможенных платежей, пеней, наложено штрафов на сумму 4,3 млн. руб. (что составляет 6% от общего количества доначисленных платежей в отношении указанной категории лиц).

В качестве примеров по указанным направлениям таможенного контроля после выпуска товаров, по которым выявлены нарушения таможенного законодательства, повлекшие доначисления таможенных платежей в крупном размере, можно выделить следующие.

Камеральную таможенную проверку Шереметьевской таможни в отношении участника ВЭД с низким уровнем риска, в ходе которой установлено, что при определении таможенной стоимости товаров (прототипы системы генерирования электроэнергии постоянного тока, комплекта распределительных устройств электроэнергии и электрической сети внешнего питания (опытные образцы) не учтены расходы, связанные с опытно-конструкторскими разработками, входящие в цену товара. По результатам проверки доначислено и взыскано 191,7 млн. рублей, возбуждено дело об административном правонарушении (далее – дело об АП) по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России).

В ходе камеральной таможенной проверки в отношении участника ВЭД с низким уровнем риска в регионе деятельности Приволжского таможенного управления по результатам проведенной таможенной экспертизы установлен факт представления недостоверных документов и сведений, повлиявших на заявленную таможенную стоимость и на размер уплаченных таможенных платежей. Доначислено более 81,6  млн. рублей, возбуждено уголовное дело по пункту «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Камеральную таможенную проверку в отношении владельца СВХ  в регионе деятельности Уральского таможенного управления, в ходе которой  установлен факт недекларирования товаров, помещенных на временное хранение. По результатам проведенной проверки возбуждено 6 дел об АП по статье 16.16 КоАП, наложен штраф в сумме 300 тыс. рублей.  В ходе проверки товар задекларирован, уплачены таможенные платежи на сумму 44,8 млн. рублей.

Камеральную таможенную проверку в отношении участника ВЭД с низким уровнем риска в регионе деятельности Сибирского таможенного управления по вопросу проверки достоверности заявления сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД ЕАИС, в ходе которой на основании проведенной таможенной экспертизы установлены технические характеристики оборудования для лесоперерабатывающей промышленности. Изменение кода ТН ВЭД ЕАЭС повлекло доначисление таможенных платежей и пени на сумму 63,42 млн. рублей.

Выездную таможенную проверку в отношении УЭО в регионе деятельности Центрального таможенного управления, в ходе которой установлены факты, свидетельствующие о недостоверном заявлении сведений о классификационном коде товара: «бумага, пропитанная и покрытая меламиновыми смолами (импрегнированная), декорированная, разрезанная по размеру…». Доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму 18,4 млн. рублей.

Выездную таможенную проверку в отношении таможенного перевозчика в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, в ходе которой установлено 39 фактов,  свидетельствующих о неисполнении таможенным перевозчиком обязанности по информированию таможенного органа об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков. По результатам проверки возбуждено 20 дел об АП по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.23 КоАП, вынесено наказание в виде предупреждения.

По результатам проведенных проверочных мероприятий дела об АП возбуждались таможенными органами по статьям главы 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП России и по отдельным составам других глав. В частности по 14.10 (незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) и 15.25 (нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования) КоАП России.

Наибольшее количество дел об АП в отношении участников ВЭД с низким уровнем риска возбуждено по статье по статье 16.2 КоАП России по фактам недекларирования товаров либо недостоверного декларирования товаров (63% от общего количества дел об АП).

В отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела -  по статье 16.23 по фактам незаконного осуществления деятельности в области таможенного дела (55% от общего количества дел об АП).

В отношении УЭО  - по статьям 16.1 КоАП России за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки, 16.2 КоАП России за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и 16.15 КоАП по фактам непредставления в таможенные органы отчетности либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения (49,5% от общего количества дел об АП).

Результаты анализа данных о делах об АП 2018 года в сравнении с данными 2017 года свидетельствуют об отсутствии изменений в способах совершения АП, выразившихся преимущественно в недекларировании товара, фактическом перемещении товара, отличного от заявленного в декларациях на товары (полностью или части товара) и превышении фактического количества товаров, заявленных в декларациях на товары. При недостоверном декларировании товаров – неполное либо недостоверное описание товаров, сопряженное с неверным определением кода товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, таможенной стоимости товаров и повлекшим занижение либо уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Вопросы нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской и Федерации в сфере таможенного дела в 2018 году обсуждались в рамках публичных мероприятий для участников ВЭД, проведение которых предусмотрено приоритетным проектом «Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований».

В 2018 году ФТС России проведено 4 серии публичных мероприятий по вопросам правоприменительной практики. В общей сложности таможенными органами во всех федеральных округах Российской Федерации проведено 35 публичных мероприятий, в которых приняло участие более 3 тысяч участников ВЭД.

 

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

 

Справочная ФТС России: +7 (499) 449-77-71

Справочная по документам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-72-35, факс +7 (499) 449-73-00 или +7 (495) 913-93-90

Справочная по факсам, направленным в ФТС России:

+7 (499) 449-73-05

Приемная ФТС России: +7 (499) 449-76-75

Электронная почта ФТС России: fts@ca.customs.ru

Телефон доверия ФТС России: +7 (499) 449-7997

Служба технической поддержки ЦИТТУ:

Support@ca.customs.ru

Вопросы по компетености ЦИТТУ

7 (499) 449 78 66

 

Об использовании информации сайта ФТС России