Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Федеральная таможенная служба

2004–2010 годы

В 2004 году произошло изменение статуса службы. Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Федеральным законом от 29 июня 2004 года № 58 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» было закреплено преобразование ГТК России в Федеральную таможенную службу при Минэкономразвития РФ.

Постановлением правительства РФ от 21 августа 2004 года № 429 утверждено Положение о Федеральной таможенной службе РФ. Согласно Положению ФТС России являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов. Все нормативно-правовое регулирование и вопросы определения таможенной политики были отнесены к компетенции Минэкономразвития РФ. Вопросы, связанные с контролем таможенной стоимости и взысканием таможенных платежей, должны были регулироваться Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ.

В таможенных органах прошли организационно-штатные мероприятия. Структура ФТС России была приведена в соответствие с новыми функциями и полномочиями. 6 июля 2004 года распоряжением правительства РФ № 919-р руководителем Федеральной таможенной службы назначен Александр Егорович Жерихов.

Несмотря на структурные и кадровые преобразования, таможенная служба в 2004 году не допустила снижения таможенных платежей и дезорганизации работы. В федеральный бюджет было перечислено более 1,2 трлн. рублей, перевыполнение скорректированного планового задания по перечислению таможенных платежей составило 102,6%.

Новый Таможенный кодекс создал правовую базу для перехода от стадии эксперимента к практическому применению электронного декларирования товаров и транспортных средств. Наряду с таможенным постом «Каширский» комплексная автоматизированная система электронного декларирования начала работать на Чертановском таможенном посту Московской западной таможни ЦТУ, Бородинском таможенном посту Центральной акцизной таможни, таможенном посту Есиповский Зеленоградской таможни ЦТУ. В декабре 2004 года коллегия ФТС России утвердила План масштабного внедрения электронного декларирования в практику таможенных органов. В феврале 2005 года ФТС России стала лауреатом конкурса, проводимого в рамках YII Московского Международного Логистического Форума, и получила платиновый диплом в специализации «Автоматизация таможенных процедур».

Принципиально новым направлением работы по обустройству границы стало оснащение пунктов пропуска инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК) для контроля контейнеров и большегрузных транспортных средств.

В соответствии с новым Таможенным кодексом РФ таможенные органы перешли к плановой работе по разработке и внедрению в практику системы управления рисками (СУР). От всеобщего таможенного контроля перемещаемых через границу товаров таможня перешла к их выборочному контролю. Были разработаны общероссийские, региональные и местные профили рисков. Переход к системе анализа и управления рисками уже в 2004 году позволил сократить число таможенных досмотров на этапе выпуска товаров в среднем с 95 до 65%. Впервые в экспертно-криминалистическую деятельность также были введены понятия «экспертиза товаров группы риска и группы прикрытия», «профили риска», «система управления рисками», вследствие чего изменилась структура экспертиз и экспертных исследований, проводимых экспертно-криминалистическими службами.

В рамках работы по защите прав интеллектуальной собственности был сформирован таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности, включавший 280 товарных знаков. Почти 50 процентов из них принадлежали отечественным производителям. Деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов была сосредоточена на выявлении и пресечении контрабанды оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, товаров военного и двойного назначения, незаконного перемещения через таможенную границу валютных и культурных ценностей, редких видов флоры и фауны, охраняемых российским и международным законодательством, и незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности. Эти мероприятия проводились в рамках межведомственных специальных операций «Арсенал», «Вихрь-Антитеррор», «Антикриминал», «Наемник». В 2004 году правоохранительными подразделениями таможенной службы проведено 22 специальные операции «контролируемая поставка» международного и межведомственного уровня, в том числе с таможенными службами США, Германии, Швеции, Дании и Казахстана. Взаимодействие таможенных органов с зарубежными коллегами в сфере борьбы с контрабандой наркотиков осуществлялось на основе межправительственных соглашений и меморандумов о сотрудничестве и взаимопомощи, заключенных более чем с 50 странами мира.

11 ноября 2004 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный Закон №139 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Закон вступил в силу с 1 января 2005 года и дополнил действующий Таможенный кодекс РФ нормами, в которых дано определение таможенных сборов, установлены их виды, определены плательщики таможенных сборов, установлен порядок исчисления таможенных сборов, формы и сроки их уплаты. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливались правительством РФ. Так был устранен пробел в правовом регулировании и создана законодательная основа для установления и взимания таможенных сборов. Закон также был направлен на приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Практика таможенного сотрудничества в рамках интеграционных объединений на пространстве СНГ совершенствовалась через СРТС государств-участников СНГ и ЕврАзЭС. В октябре 2005 года в Павлодарской области на таможенном пункте пропуска «Кулунда-Щербакты» на российско-казахстанской границе руководителями таможенных служб России и Казахстана был подписан Протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через российско-казахстанскую границу. Данное соглашение являлось первым документом такого рода на постсоветском пространстве.

Руководство ФТС России вместе с Минэкономразвития РФ предпринимали меры, направленные на укрепление кадрового потенциала таможенной системы. Приказом ФТС России от 1 октября 2004 года № 97 в целях совершенствования системы поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации были утверждены Положения о наградах и Почетной грамоте Федеральной таможенной службы, и Положения о нагрудных знаках и медалях ФТС России. Постановлением правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 836 утверждены форма одежды и ее выдача, знаки различия и нормы снабжения вещевым довольствием сотрудников таможенных органов.

Событием 2005 года для ФТС России стало проведение «круглого стола» «Таможенная служба России: партнерские отношения «Таможня-бизнес», организованный ФТС России и ММБА. В работе «круглого стола» принял участие Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ. Он дал положительную оценку усилиям таможенных органов России в переходе к мировым стандартам таможенного администрирования. 17-18 ноября 2005 года в Москве состоялась первая Всероссийская конференция таможенных брокеров, организованная Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) при содействии ФТС России. В рамках конференции было подписано Соглашение о сотрудничестве между ФТС России и НАТБ. А на Международной выставке «Таможенная служба - 2005» впервые прошло вручение дипломов лауреатам премии «Таможенный Олимп».

На совещании в октябре 2005 года, проходившем в режиме видеоконференции, руководитель ФТС России А.Е.Жерихов представил председателю правительства РФ М.Е.Фрадкову, министру экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефу и другим членам правительства РФ Программу развития таможенной службы до 2010 года, продемонстрировав деятельность ФТС России в режиме эксперимента таможенного контроля товаров, принципиальная новизна которого состояла в разделении товаропотоков и документооборота. Председатель правительства РФ, в свою очередь, указав на необходимость правительственного контроля за деятельностью ФТС России, обратил внимание на приоритет фискальной функции в деятельности таможенных органов.

Таким образом, в 2004-2006 годах таможенная служба вновь подверглась государственному администрированию, став Федеральной службой при Минэкономразвития РФ. Появилось новое звено в принятии решений, что дополнительно бюрократизировало деятельность ФТС России. При этом, таможенные органы последовательно продолжали работу предыдущих лет по плановому развитию приоритетных направлений деятельности, поиску оптимальных форм таможенного оформления и таможенного контроля, реализации экспериментов в области электронного декларирования, применения СУР, правоохранительной и экспертно-криминалистической работы, поддержки российского предпринимательства.

События, имевшие определяющее значение для развития таможенных органов на длительную перспективу, произошли в 2006 году. Таможенная служба попала под пристальное внимание Президента и Правительства Российской Федерации. 10 апреля 2006 года на совещании в Кремле, где рассматривались вопросы таможенной политики, Президент РФ выразил недоверие к деятельности таможенных органов в связи с тесным взаимодействием таможни и представителей бизнеса на границе и дал поручение Правительству РФ подготовить меры по наведению порядка. Были приняты решения принципиального характера о совершенствовании деятельности таможенной службы.

Указом Президента РФ от 11 мая 2006 года № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» устанавливалось, что руководство таможенной службой осуществляет Правительство Российской Федерации. ФТС России были возвращены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Распоряжением Правительства РФ 12 мая 2006 года № 683-р руководителем Федеральной таможенной службы назначен Андрей Юрьевич Бельянинов.

В период очередной реорганизации ФТС России действовала в рамках Концепции развития таможенных органов до 2010 года, целью которой являлось создание в России конкурентноспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников ВЭД. Приоритетными направлениями развития в сфере таможенного администрирования были определены: предварительное информирование, электронное декларирование, система управления рисками, упрощенные таможенные процедуры, выборочность таможенного контроля, методы таможенного пост-аудита, а также единая автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля.

Руководство ФТС выступило с идеей перенести процесс таможенного оформления и контроля товаров ближе к государственной границе. Соответствующая концепция была принята в августе 2008 года на коллегии ФТС, затем утвержден перечень пограничных пунктов пропуска, вблизи которых было целесообразно создание таможенно-логистических терминалов. Для такого подхода существовали определенные предпосылки: к этому времени многие процедуры были переведены в электронный формат – электронное декларирование применялось во всех регионах России, поэтапно вводилось предварительное информирование, начали строиться центры электронного декларирования для осуществления в перспективе удаленного выпуска. Шло развитие таможенной инфраструктуры. Во второй половине 2000-х годов состоялось открытие МАПП «Гуково» Ростовской таможни ЮТУ, МАПП «Озинки» Саратовской таможни ПТУ, МАПП «Суоперя» в регионе деятельности Костомукшской таможни СЗТУ, МАПП «Верхний Ларс» Северо-Осетинской таможни, МАПП «Лудонка» Псковской таможни СЗТУ, МАПП «Мамоново II» на границе России и Польши в Калининградской области.