Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Федеральная таможенная служба

1998–2004 годы

Непростым с точки зрения выполнения плановых заданий стал для таможенной службы России 1998 год. По данным таможенной статистики после финансового кризиса 17 августа 1998 года произошло резкое падение объемов ввоза товаров в страну. Но к концу года падение значительно замедлилось, т.к. в целях предотвращения товарного дефицита и стимулирования импорта ГТК России в августе 1998 года разработал и внес на рассмотрение правительства РФ соответствующих пакет предложений. Они, в частности, предусматривали снижение ввозных пошлин и отмену НДС на продукты питания первой необходимости и лекарства, а также отмену сквозной 3% дополнительной пошлины. Эти предложения были поддержаны правительством РФ. Предпринятые шаги привели к стабилизации ситуации с импортом продовольствия. Контрольное задание правительства РФ по итогам 1998 года было выполнено на 104,2%.

Ведущая роль для повышения собираемости налогов и пресечения каналов нелегального проникновения в Россию импортных товаров отводилась обустройству государственной границы. На российско-финляндской границе в 1997-1998 годах состоялось открытие МАПП «Торфяновка» Выборгской таможни СЗТУ, МАПП «Люття» Костомукшской таможни СЗТУ, МАПП «Забайкальск-Маньчжурия» Забайкальской таможни ВСТУ.

16 мая 1998 года на расширенном заседании коллегии ГТК России вице-премьер был представлен новый председатель ГТК России - Валерий Гаврилович Драганов. Руководство ГТК России понимало, что без новых технологий автоматизации труда таможенника, оснащенных центров таможенного оформления нельзя достичь главной цели начавшейся модернизации таможенной службы – создать в России таможню, которую по классификации ВТО можно было бы назвать «таможней для торговли», т е. для участников ВЭД.

В 1998 году ГТК России была развернута программа, предусматривавшая оснащение таможенных органов современной аппаратурой обнаружения и идентификации ядерных и радиоактивных материалов отечественного производства, адаптированной к технологиям таможенного контроля, а также международное сотрудничество в этой сфере деятельности. 18 июня 1998 года между ГТК России и Министерством энергетики США был подписан Протокол, в котором определены основные направления работы ведомства по программе «Вторая линия защиты». Прошедшая 2 сентября 1998 года церемония с участием председателя ГТК России В.Г.Драганова и министра энергетики США У.Ричардсона, положила начало практической реализации программы сотрудничества «Вторая линия защиты» и была приурочена к установке в аэропорту «Шереметьево-1» российских стационарных таможенных систем «Янтарь» для обнаружения делящихся и радиоактивных материалов.

Под руководством председателя ГТК России Михаила Валентиновича Ванина, назначенного на должность 27 мая 1999 года постановлением правительства РФ № 566, началась кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления: организационно-инспекторское; организации таможенного контроля; тарифного и нетарифного регулирования; федеральных таможенных доходов; по борьбе с контрабандой; кадров; тылового обеспечения. В Главные управления был перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК России, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиления борьбы с экономическими преступлениями.

В 1998-1999 годах не удалось полностью преодолеть трудности, возникшие из-за финансового кризиса и резкого сокращения объемов внешнеторгового оборота. 1 октября 1999 года премьер-министр России В.В.Путин провел совещание с участием руководителей ряда министерств и ведомств, на котором были рассмотрены причины снижения уровня сбора таможенных платежей и разработаны меры по исправлению создавшегося положения. Вследствие чего усилился контроль за таможенной стоимостью ввозимых товаров, прежде всего, так называемых, товаров риска, проведены проверки сертификатов происхождения товаров, проверки правильности классификации товаров по ТН ВЭД. Велась борьба с «черными» и «серыми» брокерами. Ставки таможенных пошлин на некоторые товары однородных или сходных потребительских качеств были унифицированы. Введен контроль за импортными товарами после их выхода на потребительский рынок. За 1999 год таможенная служба собрала 187,146 млрд. рублей таможенных платежей при бюджетном задании в 184 млрд. рублей, что составило 101,56% годового планового задания.

С 2000 года ГТК России последовательно осуществлял курс на повышение роли в совершенствовании и реализации таможенной политики, обеспечивая разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной. Главный итог 2000 года – достижение стабильности в деятельности таможенных органов по формированию федерального бюджета. Задание по сбору таможенных платежей ГТК выполнил на 101%, перечислив в казну 358,8 млрд. руб. Это произошло не только за счет увеличения экспортных пошлин на нефтепродукты, но и за счет прироста на 27% таможенных платежей, взыскиваемых при импорте.

В области международного таможенного сотрудничества ГТК России развивал линию интеграции в рамках соглашений о свободной торговле или таможенных союзах. 26 февраля 1999 года в Москве главами государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Договор определил основные принципы, цели, задачи и этапы формирования Единого экономического пространства. 10 октября 2000 года в Астане президентами Республик Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), призванного способствовать эффективному продвижению процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совместном заявлении президентов «пятерки» была определена задача, которую предстояло решать таможенным службам государств – создание системы таможенного регулирования, в рамках которой действуют унифицированные правила таможенного оформления и таможенного контроля, применяются единые таможенные режимы.

Одной из форм международного сотрудничества в области информационных технологий и демонстрации достижений таможенных служб государств-участников СНГ и дальнего зарубежья стало проведение в с марта 2000 года в Москве ежегодных Международных выставок «Таможенная служба».

Административная реформа, осуществленная в соответствии с Указами Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и от 21 июня 2000 года №1149 «О создании федеральных округов», повлекла за собой изменения в системе таможенных органов. В результате укрупнения таможенных органов тринадцать региональных таможенных управлений были реорганизованы в семь управлений, регионы деятельности которых соответствовали территориям федеральных округов: Северо-Западное, Центральное, Южное, Приволжское, Сибирское, Уральское, Дальневосточное; ряд таможен преобразован в таможенные посты, подчиняющихся таможне, расположенной в столице субъекта Российской Федерации. Количество таможен в новом территориально-структурном построении таможенных органов России сократилось до 143 (было 161), но количество таможенных постов увеличилось до 571 (вместо 507). Новая структура отвечала целям совершенствования системы управления таможенными органами, организационного обеспечения их взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, а также правоохранительными и иными федеральными органами исполнительной власти.

В концентрированном виде таможенная политика государства получила свое выражение в Таможенном тарифе Российской Федерации, утвержденном постановлением правительства РФ №148 от 22 февраля 2000 года и вступившим в силу 1 апреля 2000 года. Новая редакция тарифа представляла свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с десятизначной Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

В рамках расширенной коллегии ГТК России 20 февраля 2001 года была продемонстрирована работа автоматизированной системы оперативного контроля за таможенным оформлением. В соответствии с Целевой программой развития таможенной службы на период 2001-2003 годы утверждена Концепция информационно-технической политики ГТК России, направленная на повышение собираемости таможенных платежей и обеспечение выполнения бюджетных заданий за счет применения новых информационных технологий. Также была утверждена Программа оснащения таможенных органов РФ информационно-техническими средствами. Получила дальнейшее развитие ЕАИС ГТК России. В рамках программы автоматизации введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Таможенная служба – XXI», позволившая в режиме реального времени поэтапно контролировать работу каждого таможенного органа. Были введены в строй две автоматизированные системы информационного взаимодействия с вычислительными центрами Министерства путей сообщения и Госкомрыболовства. Продолжалась разработка технических средств таможенного контроля нового поколения.

В марте 2001 года на заседании Правоохранительного комитета ВТО принято решение о создании в Москве, на базе ГТК России, Узла связи по правоохранительной работе таможенных служб СНГ. Созданное Международное объединение таможенных служб RILO-Москва стало координатором деятельности национальных узлов связи по правоохранительной работе государств-участниц СНГ по сбору и обработке информации по объектам контрабанды (наркотики, оружие и взрывчатые вещества, ядерные материалы, культурные ценности, редкие и охраняемые виды флоры и фауны). Только в 2001 году совместно с силовыми ведомствами России, а также правоохранительными органами сопредельных государств было проведено 13 оперативно-профилактических операций «Канал» по пресечению незаконного перемещения наркотиков на участках границы России с Белоруссией, Украиной, Грузией, Литвой, Латвией и Казахстаном.

В результате операций из незаконного оборота изъято более 1,2 тысяч кг наркотиков и сырь я для их изготовления. В ходе осуществления контроля физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих через границу, выявлено и пресечено 985 попыток незаконного ввоза-вывоза наркотиков, изъято в общей сложности около 9 тонн контрабанды наркотических, сильнодействующих и психотропных веществ; изъято: имущества, материальных ценностей на сумму 185 млн.рублей, иностранной валюты – 395 тыс.долларов США, драгоценных металлов – 3,8 кг, цветных металлов - 38,4 т, вооружений и военной техники – 19 единиц, взрывчатых веществ – 7,9 кг, исторических и культурных ценностей – 4239 предметов,(034) редких видов дикой флоры и фауны – 500 единиц.

В соответствии с Целевой программой развития таможенной службы на период 2001-2003 годы и решением коллегии ГТК России от 20 февраля 2001 года, предусматривавших организационные мероприятия по созданию структуры по подготовке в РТА специалистов в области оперативно-розыскной деятельности, приказом ГТК России от 7 июня 2001 года №533 в структуре РТА создан Институт правоохранительной деятельности. Первый выпуск Института правоохранительной деятельности состоялся в августе 2002 года.

Путь к комплексному освоению в таможенной службе информационных технологий открыл Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», вступивший в силу 23 января 2002 года. Появилась правовая основа для электронного декларирования. 28 января 2002 года постановлением правительства РФ № 65 утверждена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», важным элементом которой являлось электронное декларирование. В 2002 году ГНИВЦ и УСАТТ-ГУИТ ГТК России разработали автоматизированную информационную систему обработки сведений о товарах и транспортных средствах, позволявшую осуществлять декларирование в электронном виде.

Первая электронная декларация на территории России выпущена на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ 25 ноября 2002 года. Первым должностным лицом, который поставил свою личную электронно-цифровую подпись на грузовой таможенной декларации и выпустил товар в свободное обращение, был председатель ГТК России М.В.Ванин. Российская таможенная служба стала шестой страной в мире, использующей электронную цифровую подпись. Таможенный пост «Каширский» был выбран в качестве экспериментальной площадки для отработки всех вопросов функционирования создаваемой электронной системы, налаживания внутриведомственного взаимодействия, сотрудничества таможенных органов и участников ВЭД. Эксперимент, в который включились 10 организаций, занятых в экспортно-импортных операциях, продлился около двух лет и доказал свою жизнеспособность и перспективность. Начался поэтапный переход таможенных органов на работу в режиме электронного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В 2002 году согласно приказу ГТК России от 8 апреля 2002 года № 340 введен в эксплуатацию официальный WEB-сервер ГТК России.

Продолжалось плановое развитие таможенной инфраструктуры. В 2002-2004 годах были введены в эксплуатацию МАПП «Нехотеевка» Белгородской таможни ЦТУ, МАПП «Светогорск» и МАПП «Салла» на российско-финляндской границе, МАПП «Нижний Зарамаг» Северо-Осетинской таможни ЮТУ, АПП «Шара-Суур» Тывинской таможни СТУ, АПП «Ташанта» Горно-Алтайской таможни СТУ, а также  сдан  в эксплуатацию  комплекс сооружений на таможенном посту АПП «Цаган-Толгой»;  АПП «Борисоглебовск-Стурскуг» Мурманской таможни СЗТУ, МАПП «Яраг-Казмаляр» Дагестанской таможни ЮТУ, МАПП  «Багратионовск» Багратионовской таможни СЗТУ, МАПП «Бугристое» Челябинской таможни УТУ, МАПП «Петухово» Курганской таможни УТУ. 

Главным событием 2003 года стало принятие Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 1 января 2004 года. Более половины норм, прописанных в кодексе, в повседневной практике должны были применяться напрямую. Утвержден перечень документов, необходимых для оформления товара, прописан порядок осуществления таможенных процедур, регламентированы права и обязанности всех участников процесса. Основные положения кодекса приведены в соответствие с общепризнанными нормами и правилами ВТО.

На таможенных постах продолжался эксперимент по внедрению технологии электронного декларирования. 22 сентября 2003 года на международном автомобильном пункте пропуска «Торфяновка» Выборгской таможни СЗТУ был дан старт проекту «Зеленый коридор». Проект разработан таможенными службами России, Финляндии и Швеции. Суть проекта состояла в существенном упрощении и ускорении процедуры таможенного оформления грузов за счет предварительного информирования о перемещении товаров. Первыми грузами, ввезенными в Россию по «зеленому коридору», стали легковые автомобили и продукция фирмы «Валио». На постоянной основе проект начал работать с 1 июня 2004 года.

Российская таможенная академия в 2002 году в сфере международной таможенной деятельности приобрела особый статус. Генеральный секретарь ВТО Мишель Данэ и председатель ГТК России М.В. Ванин 25 ноября 2002 года подписали Меморандум о понимании между Всемирной таможенной организацией и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации о создании в Москве Регионального учебного центра ВТО на базе Российской таможенной академии. В том же году был создан Клуб таможенных атташе, аккредитованных в России. Первая встреча состоялась 20 декабря 2002 года в Москве.

Правительство РФ на заседании 9 октября 2003 года, рассматривая вопрос о совершенствовании таможенного дела, в целом поддержало и одобрило деятельность ГТК России. На каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в 2003 году, в бюджет государства было возвращено 48,5 рубля. Участники 3-го Всероссийского совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации, прошедшего 26-27 февраля 2004 года рассмотрели вопросы совершенствования системы таможенного администрирования в условиях реализации нового таможенного законодательства и приняли Целевую программу развития таможенной службы России на 2004-2008 годы:
повышение роли таможенной службы как инструмента регулирования внешней торговли; упрощение механизма принятий решений при осуществлении таможенных процедур; достижение оптимального соотношения времени, затрачиваемого на проведение таможенного контроля и его эффективности; сокращение объема перемещаемых товаров, подлежащих фактическому контролю, до уровня принятого в мировой практике; увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска; обеспечение единообразного применения таможенного законодательства, понятности и предсказуемости таможенных правил для участников внешнеэкономической деятельности; гармонизация и унификация таможенного законодательства Российской Федерации с таможенными законодательствами стран СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства; партнерский подход к отношениям таможенных органов и деловых кругов; укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности; предотвращение коррупции в таможенных органах; укрепление кадрового потенциала и создание надлежащих условий труда для таможенных органов. Вся деятельность таможенной службы России была направлена на то, чтобы обеспечить всемерное содействие торговле, высокое качество сервисных услуг для участников ВЭД, деловое партнерство с бизнесом на основе положений и требований нового Таможенного кодекса.

На 101-й/102-й сессиях Совета ВТО в 2003 году Российская Федерация была избрана, а на 103/104 сессиях Совета в июне 2004 года переизбрана вице-президентом ВТО и координатором ее деятельности по Европейскому региону. Реализуя функцию координатора Европейского региона ВТО, таможенная служба России 29-30 января 2004 года впервые провела в Москве Конференцию руководителей таможенных служб Европейского региона ВТО. Главы таможенных служб более 40 стран мира, а также представители ВТО и Комиссии европейских сообществ (КЕС) обсуждали роль и место таможни в мировой экономике. Совместно с КЕС таможенная служба России реализовала проект ТАСИС «Гармонизация таможенных процедур России и ЕС». Проектом было предусмотрено проведение сопоставительной оценки применяемых в Российской Федерации процедур таможенного транзита и положений Конвенции об общей транзитной процедуре ЕС, а также анализ расхождений между ними и выработка плана действий по их устранению.

Таким образом, в сложный период финансового кризиса и попыток выхода из него экономики государства, острой необходимости пополнения государственной казны в 1998-2004 годах произошло реформирование государственной службы, укрепление вертикали системы таможенных органов в условиях проводившейся государственной административной реформы, изменение таможенного законодательства, укрепление информационно-технической составляющей таможенной службы, совершенствование таможенного оформления и контроля, прорыв в электронном оформлении товаропотоков, развитие таможенной инфраструктуры, активного завоевания таможенной службой позиций участника и координатора международного таможенного сотрудничества, развитие правоохранительной деятельности, системы профессиональной подготовки кадров, поддержки российских предпринимателей и участников ВЭД. Это были годы, когда в основу развития деятельности таможенных органов были положены плановые целевые программы кратко- и среднесрочного развития. Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом являлись составляющими реформы деятельности таможенных органов.