Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Федеральная таможенная служба

1991-1998 годы

Процесс становления и развития единой системы таможенных органов Российской Федерации неразрывно связан с политическими, экономическими и социальными условиями формирования российской государственности в начале 1990-х годов, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменения характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР № 161 в целях обеспечения экономической основы суверенитета и государственной безопасности РСФСР, защиты интересов народа Российской Федерации образован Государственный таможенный комитет РСФСР (ГТК России). Председателем ГТК России был назначен Анатолий Сергеевич Круглов.

Процесс организации деятельности ГТК России совпал с ликвидацией Таможенного комитета СССР. В ведение ГТК России были переданы здания, имущество и финансовые ресурсы Таможенного комитета СССР, а также подведомственные ему учреждения и таможенные органы с основными фондами, денежными средствами, материальными ценностями и другим имуществом таможенных органов СССР, находящихся на территории Российской Федерации.

26 декабря 1991 года постановлением правительства РСФСР № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР» регламентированы вопросы организации таможенного дела и таможенной службы, утверждены структура центрального аппарата и Положение о ГТК России. На ГТК России возлагалась ответственность за реализацию таможенного дела, обеспечение соблюдения таможенного законодательства, эффективное функционирование системы таможенных органов. В систему вошли региональные таможенные управления, таможни, а также подведомственные ГТК России предприятия: Главный научный информационно-вычислительный центр (ГНИВЦ), Институт повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений, Центральная таможенная лаборатория, а также созданные в 1992 году государственное строительно-эксплуатационное предприятие «Ростэк» и государственное предприятие «Росвнештерминал».

Таможенные органы России начинали свою деятельность в условиях необорудованных зон таможенного контроля, 14 тысяч километров «прозрачной границы», недостаточного профессионального уровня таможенных кадров. В результате распада СССР за пределами России оказалось почти половина основных средств, фондов и средств целевого назначения, кадрового состава, значительная часть поисковой техники, средств связи. На территории России осталось 20% действующих таможен, тогда как доля товарооборота во внешней торговле превышала 50%.

Либерализация внешнеэкономической деятельности требовала превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования внешней торговли, защиты экономики и безопасности государства, наполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Основу решения этих задач составили Указ Президента РФ от 18 июля 1992 года № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации», постановления правительства РФ от 25 августа 1992 года № 624 и от 4 сентября 1992 года № 666, определившие меры по выполнению Указа, а также постановление правительства РФ от 24 мая 1993 года № 486 «О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации». На ГТК России были возложены функции заказчика по строительству таможенных пунктов пропуска и других объектов на государственной границе России с государствами–республиками бывшего СССР.

Программа развития таможенной службы на 1992-1995 годы, одобренная правительством РФ, предусматривала: обустройство границы и развитие таможенной инфраструктуры; компьютеризацию таможенных органов, их техническое оснащение; подготовку кадров; разработку таможенного законодательства; создание эффективной системы таможенных платежей; формирование таможенной статистики внешней торговли; кадровое обеспечение и социальное развитие таможенной службы.

Первоочередной являлась задача развития правовой базы таможенного дела. 21 мая 1993 года был принят Закон Российской Федерации № 5003-1 «О таможенном тарифе», разработанный в соответствии с принципами Генерального соглашения по тарифам и торговле, а 18 июня 1993 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 5221-1 принят Таможенный кодекс Российской Федерации. Он определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и безопасности государства, активизацию внешних связей российской экономики. Таможенные органы получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2253 они были отнесены к государственным военизированным организациям.

К концу 1993 года в Российской Федерации действовали 12 региональных таможенных управлений: Северо-Западное, Дальневосточное, Северо-Кавказское, Восточно-Сибирское, Западно-Сибирское, Московское, Калининградское, Уральское, Поволжское, Татарское, Дагестанское, Западное. Была создана вертикаль управления: ГТК России – Региональные таможенные управления – таможни – таможенные посты. Важное значение придавалось созданию таможен на границах России с государствами – бывшими субъектами СССР. Первым объектом, принятым ГТК России в эксплуатацию в 1993 году, был пункт пропуска «Ивангород» Кингисеппской таможни СЗТУ.

Выполняя функцию правоохранительного органа, ГТК России направлял внимание на обеспечение эффективного контроля в торговом обороте. Таможнями во взаимодействии с другими правоохранительными органами проводились операции, направленные на предотвращение незаконного перемещения через границу иностранной и российской валюты, предметов старины и искусства, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, товаров повышенного спроса. Приказом ГТК России от 12 апреля 1993 года № 132 в системе таможенных органов РФ создана Служба таможенной охраны, ставшая основой для формирования силового блока. На базе служб таможенной охраны впоследствии были сформированы специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), таможенная авиация, таможенный флот, отдел организации оборота оружия.

Центральной таможенной лабораторией образовано 4 региональных филиала, 4 экспертных поста; разработана необходимая нормативно-методологическая документация, определяющая порядок проведения экспертиз. В том же году завершен этап опытной эксплуатации Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) формирования таможенной статистики внешней торговли. Во всех таможенных органах созданы отделы или группы таможенной статистики, АСУ. На базе крупных таможен были созданы Региональные пункты сбора информации (РПСУ), которые впоследствии стали региональными отделами ГНИВЦ.

Рост количества таможенных органов и штатной численности потребовали новых подходов к материально-техническому обеспечению их деятельности. По контрактам 1993 года для таможенных учреждений было закуплено более 20 наименований технических средств таможенного контроля (тстк). Среди них рентгеновские установки, дозиметры, металлоискатели, эндоскопы, досмотровые зеркала и щупы, комплекты флуоресцентных фломастеров и ультрафиолетовые фонари, детекторы алмазов, приборы определения драгоценных металлов и выявления фальшивых банкнот, политесты на наркотические вещества. В таможенные органы впервые поступила авиационная техника: 6 вертолетов МИ-8-МТВ-1 и 1 вертолет – МИ-ПС-1; было закуплено 5 катеров класса «река-море».

Составной частью формирования таможенной системы стала работа по ее кадровому обеспечению и обучению. В соответствии с постановлением Совета министров - правительства РФ от 22.09.1993 № 940 в целях подготовки специалистов для таможенных органов и проведения научных исследований в области таможенного дела приказом ГТК России от 06.12.1993 № 508 учреждена Российская таможенная академия (РТА). Годом позднее созданы филиалы РТА в Санкт-Петербурге (Приказ ГТК России от 15.07.1994 №415) и Владивостоке (Приказ от 21.12.1994 № 681). Филиал РТА в Ростове-на-Дону создан приказом ГТК России 30.06.1995 № 433. Первые выпускники РТА получили дипломы об окончании двухгодичного факультета таможенного дела 25 июня 1996 года.

Являясь правопреемником Таможенного Комитета СССР, ГТК России продолжил контакты с Советом таможенного сотрудничества (СТС) и таможенными ведомствами зарубежных стран. Россия, являясь членом СТС с декабря 1992 года (с октября 1994 года – Всемирная таможенная организация/ВТО), получила статус постоянного члена Политической комиссии СТС/ВТО и вошла в Финансовый комитет Совета. В целях координации взаимодействия таможенных служб, унификации таможенного законодательства и таможенных процедур был создан Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ (СРТС государств–участников СНГ). 23 декабря 1993 года в Ашхабате решением Совета глав Правительств СНГ утверждено Положение о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. 18 января 1994 года в Москве прошло первое заседание СРТС государств – участников СНГ. Председателем Совета избран председатель ГТК России А.С.Круглов.

Первое Всероссийское совещание руководителей таможенных органов в Москве 8-10 февраля 1994 года рассмотрело стратегию деятельности таможенных органов в условиях проведения экономической реформы в стране. Участники совещания отметили, что главными итогами деятельности таможенной службы стали создание сети таможенных учреждений, основ материально-технической базы таможенных органов, а также предпосылок для ее дальнейшего развития. С принятием Таможенного кодекса РФ 1993 года ГТК России стал головным ведомством в практическом использовании Товарной номенклатуры ВЭД. Функционировала система начисления, взимания и контроля за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет таможенных платежей. Определен порядок начисления в федеральный бюджет экспортных и импортных пошлин, а также налога на добавленную стоимость, специального 3% налога, акцизов взимаемых при импорте товаров; разработаны и утверждены правила маркировки подакцизных товаров, открыты акцизные таможенные посты. В 1994 году на территории РФ была введена первая система таможенно-банковского валютного контроля, основанная на информационном обмене таможенных органов с более чем 1000 уполномоченных банков и их филиалов.

Важным событием в деятельности таможенных органов стало обеспечение органов государственного управления в полном объеме официальными публикациями по таможенной статистике внешней торговли на основе автоматизированной обработки и обобщения информации, содержащейся в грузовых таможенных декларациях. 9 июня 1994 года состоялась презентация бюллетеня «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 1 квартал 1994 года, подготовленная Управлением таможенной статистики и анализа ГТК России совместно с ГНИВЦ. К концу 1994 года были изданы бюллетени «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за I-III кварталы 1994 года. В апреле 1995 года выпущен первый ежегодный сборник «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 1994 год. 9 декабря 1994 года главы правительств государств-участников СНГ приняли «Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств-участников СНГ», разработанную на основе «Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации», что дало возможность проводить сопоставительные анализы взаимной торговли России со странами СНГ.

Правовой статус ГТК России как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, был закреплен Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ № 2014 25 октября 1994 года. А в целях восстановления традиций таможенной службы, проведения воспитательной работы и соблюдения требований международного права в отношении морских, речных и воздушных судов таможенных органов Указом Президента РФ от 03 декабря 1994 № 2152 утверждены описание и рисунки флага, эмблемы и вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации.

Приказом ГТК России от 8 июня 1994 года №254 утверждена церемония принятия присяги должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. В течение четвертого квартала 1994 года весь аттестованный руководящий и оперативный состав таможенных органов (почти 42 тысячи человек) приведен к Государственной присяге.

В развитии таможенной инфраструктуры приоритетным было строительство автомобильных пунктов пропуска (АПП) на западных границах Российской Федерации. В 1994-1995 годах на российско-финляндской границе состоялось открытие комплекса сооружений АПП «Вяртсиля» Сортавальской таможни СЗТУ, АПП «Куничина Гора» Печорской таможни СЗТУ границе с Эстонской Республикой, АПП «Шумилкино» Печорской таможни СЗТУ на границе России с Эстонией.

Помимо установления связей с таможенными службами стран СНГ и Балтии ГТК России устанавливал контакты в области таможенного дела с государствами дальнего зарубежья и ВТО. После подписания 6 января 1995 в Минске Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь были определены цели и принципы функционирования, механизм и этапы создания Таможенного союза, таможенные пошлины, имеющие эквивалентное действие, условия введения временных ограничений, организация таможенного контроля. 20 января 1995 года к Таможенному союзу присоединился Казахстан. Были подписаны межправительственные соглашения о единстве управления таможенными службами государств-участников Таможенного союза, открыты представительства ГТК России в Минске и Алма-Ате. Расширялась деятельность СРТС-государств-участников СНГ. Эффективным инструментом стали его рабочие группы, а также Координационный центр технического оснащения и Узел связи по правоохранительной работе таможенных служб СНГ. В течение следующего года на основании постановления правительства РФ № 372 от 03.04.1996 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» была разработана и утверждена 19 сентября 1996 года единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ, основанная на новой редакции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. « апреля 1996 года в Москве Президентами РФ и Республики Беларусь подписан Договор об образовании Сообщества. 22 июня 1996 года образован Таможенный комитет Сообщества, наделенный правом принимать решения, обязательные к исполнению таможенными службами двух стран. Первый номер бюллетеня «Таможенная статистика внешней торговли Союза Беларуси и России» (I квартал 1998 года), подготовленный специалистами Таможенного комитета Союза Беларуси и России вышел позднее - 26 июня 1998 года.

Знаменательным событием в новейшей истории таможенной службы стало установление профессионального праздника. 25 октября Указом Президента РФ от 4 августа 1995 года № 811 «Об установлении Дня таможенника Российской Федерации» определен как День таможенника Российской Федерации. Впервые таможенники России официально отметили День таможенника 25 октября 1995 года.

Организационная структура ветеранского движения также определилась к середине 1990-х годов. 18 октября 1996 года 76 делегатов от региональных таможенных управлений на 1-ой Учредительной конференции приняли решение о создании Всероссийского союза ветеранов таможенной службы Российской Федерации. А в мае 1997 года состоялось первое собрание учредителей Всероссийского фонда социальной поддержки сотрудников и ветеранов таможенной службы. Руководство Союзом и Фондом возглавил В.К. Бояров.

В целях разработки и реализации таможенной политики государства, создания условий для предпринимательской деятельности, рационализации структуры экспортно-импортных операций, привлечения иностранных инвестиций в 1996 году был сформирован Консультативный совет по таможенной политике при ГТК России. В состав Консультативного совета вошли представители ГТК России и руководители влиятельных общественных объединений (ассоциаций), представляющих деловые круги Российской Федерации.

Таким образом, основными итогами деятельности таможенных органов в 1991-1996 годах стали: создание многофункциональной таможенной инфраструктуры, адаптированной к рыночной экономике страны; формирование законодательной базы с основополагающими Таможенным кодексом и Законом «О таможенном тарифе Российской Федерации». Структура таможенной службы включала: ГТК России, региональные и специализированные таможенные управления, таможни (в т.ч. специализированные и прямого подчинения ГТК России) и таможенные посты общей численностью свыше 53-х тысяч человек. Российская таможенная служба, несмотря на трудности, ни разу не сорвала выполнение государственных заданий. В государственную казну были перечислены триллионы рублей, что составляло от 20 до 30% доходной части федерального бюджета. Получив статус правоохранительного органа, таможенной службой было заведено сотни тысяч дел о нарушении таможенных правил, благодаря только правоохранительным мерам государству были возвращены сотни миллиардов рублей. Таможенная служба России стала полноправным членом ВТО.

1997 год открыл новый этап в развитии таможенной службы России. Сложная экономическая ситуация в стране, низкая собираемость налогов, проблемы с выплатой пенсий и заработной платы потребовали принятия чрезвычайных мер, направленных на увеличение собираемости таможенных платежей и совершенствование механизмов контроля за их поступлением в федеральный бюджет. Основными направлениями деятельности таможенных органов стали: совершенствование технологий взимания таможенных платежей, безусловное выполнение заданий по формированию федерального бюджета; совершенствование работы правоохранительного блока, усиление контроля за деятельностью участников ВЭД; совершенствование технологий таможенного контроля, создание центров таможенного оформления, унификация таможенного законодательства и процедур таможенного контроля на таможенном пространстве стран-участниц Таможенного союза; автоматизация всех процессов таможенного контроля и таможенного оформления, оснащение таможенных органов современными системами связи. Впервые ГТК России выдвинул в ряд ведущих направлений улучшение практики работы таможенных органов с участниками ВЭД. Особое внимание уделялось совершенствованию управленческой деятельности, усилению методической и контрольной функций ГТК России и расширению прав региональных таможенных управлений.

В целях развития конструктивного взаимодействия таможенных органов и деловых кругов России в соответствии с приказом ГТК России от 16 сентября 1997 года создаются консультативные советы по работе с участниками ВЭД при Региональных таможенных управлениях. Соглашение о сотрудничестве между ГТК России и Национальной ассоциацией таможенных брокеров (поверенных) было подписано 28 марта 1997 года.

В летопись развития таможенного дела в России 1997 год вошел как год принятия Федерального Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21 июля 1997 года №114-ФЗ и вступившего в силу 1 сентября 1997 года. Закон определил правовую основу деятельности таможенных органов, выделяя таможенную службу в особый вид государственной службы в системе правоохранительных органов. В соответствии с Законом была введена контрактная система, специальные звания для сотрудников, страховые гарантии, медицинское обслуживание, социально-бытовое и пенсионное обеспечение.

Постановлением правительства РФ от 27 декабря 1997 года №1638 утверждены форма одежды и знаки различия для сотрудников таможенных органов и слушателей общеобразовательных учреждений ГТК России. 3 сентября 1997 года приказом ГТК России № 530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, определивший моральные принципы и правила поведения сотрудника таможенного органа. Указом Президента РФ № 1396 от 16 ноября 1998 года утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, определивший сущность служебной дисциплины, права и обязанности начальников таможенных органов, порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.