Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Федеральная таможенная служба

XVIII век

В историю Отечества XVIII век вошел как век государственных, экономических, социо-культурных реформ. Не избежало реформ и таможенное дело. Мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались последовательностью. В 1698 году вводится обязательное клеймение всех привозных товаров. В 1699 году вместо должности таможенного головы была учреждена должность выборного таможенного бурмистра. Бурмистрская Палата была подчинена Приказу Большой Казны. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины взимались согласно статьям Новоторгового устава 1667 года, и составляли на 1711 год от 20% до 31% для иностранцев с цены товара и 10% -15% для русских купцов.

С основанием Санкт-Петербурга и с принятием Указов 1713-1719 годов об обязательной доставке товаров в новую столицу, старые торговые и таможенные центры, такие как Архангельск и поволжские города, стали приходить в упадок. Государственной таможенной политикой стал меркантилизм. В целом сохранялась фискальная направленность.

На гравюре изображено здание Гостиного двора, построенного в Санкт-Петербурге в 1735 году по проекту Д. Трезини. Первоначально в двухэтажном здании, возведенном на набережной Малой Невы, складировались российские отпускные и иностранные привозные товары. Рядом располагалась Санкт-Петербургская Портовая таможня. В 1745 году внутри Гостиного двора были построены важня с вагмейстерской конторой (багажная и весовая контора), в 1764 году пристроены таможенные пакгаузы. Вдоль здания располагалась таможенная пристань, предназначенная для стоянки приходящих кораблей. Гостиный двор с 1730 года находился в ведении Коммерц-Коллегии, в 1781 году был передан Санкт-Петербургской портовой таможне. С 1800 года он стал именоваться Старым Таможенным Гостиным двором. В 1820-х годах реконструирован по проекту архитектора К.И. Росси.

С введением коллежской системы управления 15 декабря 1717 года основные таможенные сборы были переданы Главным магистратам, Коммерц- и Камер- Коллегиям, но при этом Берг-, Мануфактур-, Соляная, Адмиралтейств-Коллегии и Коллегия иностранных дел также собирали таможенные сборы и имели в своем подчинении таможни. С образованием системы государственных Коллегий таможенные сборы перешли в ведение Коммерц-Коллегии (для внешних и портовых таможен) и Комор-Коллегии (для внутренних таможен). Появились новые таможенные должности: досмотрщики, инспекторы, контролеры, стрендрейторы, вагмейстеры, стемпельмейстеры, маклеры. С 1720 года управляющие таможнями стали именоваться обер-цолнерами (старшими таможенными надзирателями). На сухопутных границах России в 1712 - 1721 годах была восстановлена откупная таможенная система. К концу правления Петр I пришел к убеждению, что главной причиной отставания мануфактурного производства в стране была конкуренция иностранных изделий. В это время был принят ряд правительственных решений резко протекционистской направленности, в частности, о наложении пошлин на импортируемые товары, производство которых в России было хорошо налажено. Таможенный тариф 1724 года имел ярко выраженный протекционистский характер, в связи с чем резко сократился привоз иностранных товаров. В портовых городах штаты таможен стали комплектоваться из чиновников, работавших на постоянной основе. В 1724 году в таможни были разосланы штемпели и клейма.

Правительство вело борьбу с контрабандой, но, в большинстве, она была недейственной. Отсутствовала таможенно-пограничная стража, товары шли в обход застав из прибалтийских портов, таможни которых собирали пошлины по старому умеренному тарифу. Откупные таможни новым тарифом не пользовались и самостоятельно понижали запретительные пошлины более низкими, благодаря чему увеличивался привоз и соответственно сбор.

Таможенная политика Петра I вызывала крайнее недовольство иностранцев. В 1731 при Анне Иоанновне был принят умеренный новый тариф «Морской Пошлинный регламент или Устав», по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Пошлина на целый ряд товаров бралась не с цены, как прежде, а с числа, меры и веса. Пошлины на некоторые виды привозных товаров промышленного значения были снижены с 75% до 10%.

Важнейшим мероприятием в области таможенной политики в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным.

В каждой области взимались провозные и торговые пошлины. Кроме этого существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю, так как всякий товар ценой выше 2 гривен записывался в таможне. Автором давно назревшей реформы стал граф П.И. Шувалов, предложивший в 1752 году смелый проект отмены внутренних таможенных пошлин. Доклад П.И. Шувалова, одобренный Сенатом, лег в основу Высочайшего Указа от 20 декабря 1753 года «Об уничтожении внутренних таможен и мелочных сборов». 1 апреля 1754 года внутренние пошлины, а также 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной, которая взималась на границах государства с большинства ввозимых и вывозимых товаров, в размере 13 копеек с рубля со стоимости товара. В 1758 году была частично восстановлена откупная система.